Главное меню

Полезная информация | Потребительское право в России

На различных этапах в состав законодательства включались наряду с законами (законодательными актами) также указы соответствующих государственных органов, постановления правительства и даже акты министерств и ведомств.


На различных этапах в состав законодательства включались наряду с законами (законодательными актами) также указы соответствующих государственных органов, постановления правительства и даже акты министерств и ведомств. Статьей 3 Гражданского Кодекса РФ (п. 2) установлено, что гражданское законодательство состоит из ГК и принятых в соответствии с ним иных федеральных законов, регулирующих отношения, предусмотренные Гражданским Кодексом . При этом нормы гражданского права, содержащиеся в иных законах, должны соответствовать ГК. Закон "О защите прав потребителей" в основном содержит нормы гражданского права, регулирующие имущественные отношения между гражданами и лицами, осуществляющими предпринимательскую деятельность. Вместе с тем в нем имеются также нормы других отраслей права (государственного, административного и др.), устанавливающие полномочия некоторых федеральных органов исполнительной власти, общественных организаций и т.д., то есть регулирующие отношения, не подпадающие под действие гражданского законодательства. При применении этих норм Закона следует руководствоваться основополагающими законами соответствующих отраслей права. Упомянутое новое содержание понятия "гражданское законодательство" полностью реализовано в ст. 1 Закона, где ГК закреплен как основополагающий закон для отношений в области защиты прав потребителей. В редакции ст. 1 1996 г. сохранен приоритетный характер Закона по отношению к другим федеральным законам, регулирующим отношения в области защиты прав потребителей: другие законы должны приниматься в соответствии с ним и не могут ему противоречить. В случае коллизии должны применяться нормы Закона. Под иными правовыми актами Российской Федерации согласно ГК понимаются указы Президента Российской Федерации и постановления Правительства Российской Федерации. Эти акты не входят в состав понятия "законодательство". Они должны приниматься в соответствии с ГК и Законом и не могут им противоречить. В случае коллизии должны применяться нормы ГК и Закона. ГК предоставляет Президенту Российской Федерации право регулировать гражданские правоотношения в полном объеме, т.е. указы Президента могут быть изданы по любому вопросу гражданского права (следовательно, и в области защиты прав потребителей), за исключением отношений, регулирование которых может осуществляться только федеральными законами: ограничение перемещения товаров и услуг на территории РФ; отношения с участием иностранных граждан и лиц без гражданства; защита определенных нематериальных благ (прав и свобод человека). Статьей 3 ГК предусмотрено, что Правительство Российской Федерации вправе принимать постановления, содержащие нормы гражданского права на основании и во исполнение ГК и иных законов, указов Президента Российской Федерации. Пленум Верховного Суда РФ в Постановлении от 29 сентября 1994 года N 7 "О практике рассмотрения судами дел о защите прав потребителей" (в редакции абзаца второго п. 3 Постановления Пленума от 21 ноября 2000 года N 32) разъяснил, что принятые Правительством РФ до введения в действие ГК РФ и Закона (в редакции Закона 1999 года) Правила об отдельных видах договоров (в частности, Правила предоставления коммунальных услуг от 26 сентября 1994 года (в редакции Постановления Правительства РФ от 24 февраля 1995 года N 182, от 10 февраля 1997 года N 155, от 13 октября 1997 года N 1303), Правила оказания услуг общественного питания, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 15 августа 1997 года N 1036) могут применяться в части, не противоречащей ГК РФ и Закону. Ныне действующая редакция Закона поставила российское законодательство о защите прав потребителей на уровень международных стандартов. Федеральным органом, осуществляющим государственный контроль за соблюдением законов и иных правовых актов РФ, регулирующих отношения в области защиты прав потребителей, а также дающим официальные разъяснения по вопросам применения указанных актов, является Министерство по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства, бывший Государственный Комитет по антимонопольной политике. Контроль осуществляется за соблюдением указанных актов продавцами, изготовителями товаров, исполнителями работ и услуг, независимо от их организационно-правовой формы. Кроме МАП и его территориальных органов существует ряд федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих контроль за безопасностью и качеством товаров, работ и услуг. Это органы по стандартизации, метрологии и сертификации, органы санитарно-эпидемиологического надзора, органы по охране окружающей среды и природных ресурсов, которые объединяет единая цель: обеспечение безопасности товаров, работ и услуг. Единство цели предопределяет единство полномочий в данной области, которые во многом совпадают с полномочиями МАП. Это осуществление контроля за соблюдением требований к безопасности товаров, работ и услуг, направление предписаний об устранении нарушений данных требований, предъявление исков в суды, арбитражные суды к изготовителям, исполнителям, продавцам в случае нарушения ими требований по безопасности товаров, работ и услуг. Каждый из этих органов, контролирующих безопасность товаров, реализует предоставленные полномочия в закрепленной области деятельности или по определенной группе товаров, работ, услуг в соответствии со своей компетенцией, установленной законодательством. Однако, федеральные органы власти не могут решить всех проблем, возникающих в области защиты прав потребителей. Поэтому Закон часть функций в этой области возлагает на городские, районные, областные администрации. Местные органы власти, в отличие от федеральных, не наделены контрольными функциями. Практически единственная мера, которую они могут применить, - приостановление продажи товаров с просроченными сроками годности. Тем не менее, специалисты местных органов выявляют нарушения прав потребителей, направляют информацию о нарушениях в соответствующие федеральные органы для принятия мер, обращаются в суд. Кроме того, круг полномочий органов по защите прав потребителей устанавливается органами местного самоуправления и потому может быть расширен.

Разделы
Опрос
Приходилось ли вам защищать свои права в потребительской области?
Проголосовало: 1203
Архив опросов
Реклама

Анонсы
© 2018 Общество защиты потребителей "Народный контроль"!!!

А Б В Г Д З И К Л М Н О П Р С Т У Ц Ш Э Я